logo
  • Главная
  • Новости
  • Нужно ли менять старое свидетельство о праве собственности в 2025 году и как восстановить утерянный документ

Нужно ли менять старое свидетельство о праве собственности в 2025 году и как восстановить утерянный документ

Печатная версия страницы
Нужно ли менять старое свидетельство о праве собственности в 2025 году и как восстановить утерянный документ
Нужно ли менять старое свидетельство о праве собственности в 2025 году и как восстановить утерянный документ

Выдачу свидетельства о праве собственности отменили, и на смену пришла выписка из ЕГРН. Определяем, есть ли необходимость в смене документов для собственников земельных участков.

Свидетельства о регистрации недвижимости, выдаваемые в разное время, имели разную форму и цвет. Однако юридическая сила правоустанавливающих документов сохраняется и в 2025 году. Их назначение — подтверждение права на земельный участок, коммерческое или жилое здание, помещение, сооружение. Документы, выданные владельцам земель в советское время также действительны, как и те, что были получены позже. Но бывают обстоятельства, когда нельзя оставить старое свидетельство, и приходится перерегистрировать права на землю: наследование, оформление сделки купли-продажи, договор мены. В этом случае свидетельство о праве заменит выписка из ЕГРН.

Менять ранее полученное свидетельство о праве собственности не нужно. Но теперь собственник не может выбирать, какой правоустанавливающий документ получить: свидетельство или выписку. Сейчас выдаётся только выписка. В ней содержатся следующие сведения:

  • Параметры объекта (площадь, этажность, вид разрешённого использования);
  • Данные о собственнике с указанием паспортных данных;
  • Кадастровая стоимость объекта;
  • Схема или чертёж;
  • Дата и номер государственной регистрации права собственности.

Выписка из ЕГРН бывает нескольких видов и отражает не только общие сведения об объекте, но и сведения о документах, на основании которых владелец приобрёл недвижимость. Перед совершением сделок необходимо каждый раз получать свежую выписку из ЕГРН. Но это не значит, что старое свидетельство недействительно и больше не потребуется. Оно также, как и раньше имеет юридическую силу. Свидетельство используется, если в ЕГРН не были своевременно внесены сведения об объекте или допущены ошибки.

В последнее время введено ограничение на выдачу выписок из ЕГРН посторонним лицам, которые не являются собственниками объекта недвижимости. В связи с этим покупатели перед сделкой больше не видят расширенную информацию о характеристиках объекта и наличии ограничений. Поэтому если вы захотите продать дом или участок, лучше заказать выписку из ЕГРН своевременно и показать потенциальному покупателю данные об объекте. Несмотря на то, что свидетельство менять нет необходимости, для совершения сделок выписку могут затребовать при регистрации перехода права собственности или при проведении иных операций с недвижимостью. Получить документ можно в электронном формате.

Какие бывают документы на землю

В связи с тем, что приватизация земли в России проводилась несколько раз, владельцы участков земли имеют различные документы на право собственности. Сегодня можно с уверенностью сказать, что у собственников земель находятся акты различного образца. В 2003 году они имели желтый и красный цвет. Их особенностью было то, что в них не указывались сведения о земельных участках и их кадастровые номера. После 2003 года акты имели зелёный цвет. В последнее время они имеют голубой цвет. Голубые и зелёные можно отнести к новым актам. Они практически одинаковые по содержанию. Собственникам старых свидетельств также не стоит отчаиваться, потому что они действительны.

Владелец участка земли с актом жёлтого или красного цвета также может продавать, дарить или иным образом передавать право на свою землю. Недостатком таких документов является лишь то, что при любых операциях с участком земли необходимо дополнительно присвоить ему кадастровый номер и получить об этом справку.

До наступления 2001 г. основаниями для выделения участков земли служили:

  • права бессрочного пользования;
  • права собственности;
  • права пожизненного наследуемого владения;
  • права аренды.

После 2001 г. участки передаются собственникам только при оформлении участка в собственность или аренду.

Принимая во внимание это мнение, многие владельцы земли спешат как можно скорее переоформить имеющиеся Свидетельства. Дело в том, что в самом документе прописывается, что он является временным и подлежит замене. Надо заметить, что данная пометка, сама по себе, не должна тревожить владельцев участков земли, т.к. ни о чём конкретном она не говорит. На самом деле спешить переоформлять свидетельства не стоит, так как обозначенная надпись всего лишь формальность.

Как восстановить свидетельство о праве собственности

Бывают случаи, когда документация, подтверждающая права, теряется. После того, как приняли закон о государственной регистрации прав, информация, заносимая в свидетельства, дублировалась в Росреестре. Поэтому при утрате документов их получится восстановить. Для этого придётся обратиться в Росреестр, где Вам предоставят выписку. Эта выписка будет свидетельствовать о праве на тот или иной участок земли. Этого будет достаточно, чтобы иметь право пользоваться земельным участком.

Если Росреестр по причине отсутствия сведений не может Вам предоставить необходимую информацию, Вам следует обратиться в местную администрацию. Именно они хранят архивы документов и землеустроительные дела. Восстановление свидетельства о праве собственности начинается с подачи заявления в Росреестр о предоставлении документов, на основании которых переходило право: договор купли-продажи, мены, судебные акты или свидетельство о праве наследования. После получения одного из документов, собственник может обратиться в Росреестр с заявлением о восстановлении прав.

Внимание! Если свидетельство о праве собственности было украдено, в порядок восстановления документов добавляется необходимость подать заявление в полицию о краже, а затем обратиться в Росреестр. В заявлении заноситься обязательная пометка, о том, что без вашего присутствия запрещены любые действия с документами.

Юристы АН Истрариел собирают необходимую документацию, которая требуется для оформления земли и капитальных строений. Также восстанавливают утраченные свидетельства о праве собственности и правоустанавливающие документы. Результат работы юристов — получение владельцем недвижимости выписки из Росреестра, которая на сегодняшний день служит доказательством прав собственности.

Сейчас обсуждают на форуме

Больше интересного